ВСЕРОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИВАНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ВДПО

Основано в 1958 году

Карта

Приемная
(4932) 23-33-04
Производственный отдел
(4932) 23-44-90
(4932) 23-33-62

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина».

 

Введение.

 

Современные пожары разнородны и сложны - тушить приходится загорания и в высотных зданиях, и в современных квартирах, отделанных легкосгораемыми и токсичными материалами. Но пожарные, несмотря ни на какие трудности, продолжают делать свое благородное дело - ликвидировать пожары и спасать людей от огненной стихии.

Их служба связана с риском. В какой-то чрезвычайной ситуации, когда лицо обжигает огонь, трещат над головой конструкции, может рухнуть горящее здание, бойцы находятся под всевидящим оком Всевышнего и надеются на Его помощь. С Его именем идут в огонь и побеждают стихию. Помощь и забота о людях для пожарных - всегда на первом месте. Потому, наверное, верят пожарные в помощь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Горящий, но не сгорающий терновый куст стал поистине символом противопожарной службы.

У людей, избравших своей профессией борьбу с огнем, есть все основания считать эту профессию делом богоугодным. И если мужество пожарных основано на твердом камне отеческой веры, то именно к ним обращены слова Священного Писания: «пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой…»

В наше время "Неопалимую Купину" своей Небесной покровительницей считают бойцы "огненного фронта", пожарные. При Управлении  противопожарной службы г. Москвы на Пречистенке имеется домовая часовня в честь "Неопалимой Купины". Имеется храм в честь этой иконы и в Подмосковье – г. Балашихе при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Основанный в далеком и трагичном для народа и Церкви 1937 году,  построенный по уникальному проекту из векового кедра в живописном месте, окружённом лесными озёрами, Неопалимовский храм является одной из лучших достопримечательностей подмосковной Балашихи. 5 июля 2007 года, в день празднования 70-летия Института, храм был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Воздвигнутый по инициативе руководства ВНИИПО, храм стал одним из символов возвращения нашего народа от безбожия к Свету Христову.

В 2010 г. открылась часовня в честь "Неопалимой Купины" на территории пожарной части в г. Благовещенске Амурской области.

 

Понятные всем слова молитвы оберегают огнеборцев в трудные минуты испытаний: «Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда». 

 

К истокам чудотворной святыни.

 

Древний Синай. Именно здесь пророк Моисей, пасший овец в пустыне близ горы Синай, получил от Бога скрижали Завета, и там же, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и  несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает»  (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Сюжет иконы основывается  на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем кусте (Исх.3:1-5), переосмыслен как прообраз воплощения Сына Божиего, и выразился в изображении Богородицы - как один из важнейших ветхозаветных символов Богоматери.

 

Тот самый неопалимый куст можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее

   в сюжетах, представленных по краям иконы. Изображение камня

            и горы существует на иконе "Богоматерь гора нерукосечная" (происходит из того же иконостаса Спасо-Преображенского монастыря, что и показанная икона).


  Это восходит к истолкованию пророком Даниилом сна Навуходоносора (Дан.2:27-45) и пророчеством Аввакума о горе, с которой "грядет Господь" (Авв.3:3) и псалмами Давида, напр.: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» (Пс.67:17). Кстати, на свитке у Младенца имеется надпись: «Аз есмь прежде Авраама», что как раз имеет отношение к затронутой теме. Вернемся к иконе «Неопалимая Купина», снова к Соловецкому варианту - как к наиболее четкому и подробному. Изображения облаков на мафории Богородицы (и лествица) напоминают нам об Акафисте Пресвятой Богородице: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (икос 4); «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо» (икос 2). Аллегорические изображения ветров на ее челе и плечах также восходят к псалмам песнопевца Давида: «Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» (Пс.103:3). В этом же псалме далее: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий» (Пс.103:4).

Здесь же иллюстрируется начало 3 главы Исхода: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: «Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Моисей! Моисей!» Он ответил: «Вот я!». И сказал Бог: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». (Исх.3:1-5).

Достаточно внимания уделено посоху Моисея – посредством которого Господь являл доказательства Своей силы. На заднем плане – Царство фараона, откуда Моисею предстоит вывести народ Израилев.

Интерес представляет изображение агнца. Как раз в этой главе еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец:

«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз». (Исх.12:5).

Пророк представляет Иисуса Христа в сравнении с агнцем: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис.53:7).               «Неопалимая Купина» с житийными сценами пророка Божия Моисея.

Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.                                             

 У подножия Синая расположен монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия. Святой алтарь часовни расположен не как обычно, над святыми мощами мучеников, а над корнями самой Неопалимой купины, растущей пышными побегами до нашего времени. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда припасть к святыням стекаются тысячи паломников. В монастыре сохраняются древнейшие иконографические образцы иконы «Неопалимая Купина»: изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.

С древнейших времен то самое место на горе Синай, где по преданию Бог воззвал к пророку Моисею, является местом паломничества и поклонения. Еще преследования со стороны римских язычников привели христиан в Ш веке на гору Хориву (южная часть горного массива Синай). Вот свидетельство паломницы IV века из Испании Этерии, чьи записи дошли до нашего времени: «В начале долины было много келий отшельников, и еще церковь с кустом. Куст растет до сих пор и дает отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад» (Цит. по: Монастыри святой Екатерины. - М., Видное. Изд. Свято-Екатерининской пустыни, 2000 г.).

Природа тех мест очень сурова, практически не приспособлена для жизни человека. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Это были отшельники, жившие в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое Причастие. В правление императора Константина, принявшего христианскую веру, монахи обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища ее поддержки. В 330 году по повелению св. равноапостольной царицы Елены возле Неопалимой Купины была построена маленькая церковь, посвященная Благовещению, и башня – убежище на случай нападения кочевников. Спустя два с лишним века император Юстиниан приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. Елены, и замечательную церковь, которую он тоже посвятил Богоматери, поскольку согласно толкованию св. отцев, Неопалимая Купина символизирует Благовещение. В церковных песнопениях, посвященных Богородице, мы неоднократно слышим: «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила еси», «Радуйся, Купино Неопалимая» и т.д. В конце VI века, уже после кончины Юстиниана, в этом храме руками самих монахов была сделана удивительная по своей красоте и достоинству фреска «Преображение Господа Иисуса Христа». Так монахи запечатлели в произведении своего искусства свой опыт видения Фаворского света, учение о котором было завершено святителем Григорием Паламой в споре исихастов с варлаамитами в конце XIV века. Оба пророка, явившиеся с Господом апостолам на горе Преображения, Илья и Моисей, были удостоены Богоявления именно на этой горе Хориву, где теперь подвизались отшельники. Учитывая причастность Самой Девы Марии к неизреченному свету благодати Божией, церкви с тех пор присвоили наименование «Церковь Преображения Христа-Спасителя».

Интерьер часовни Неопалимой Купины при монастыре Святой Екатерины представлен на литографии рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год.

Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. В апсиде часовни – мозаичное изображение Креста Х века. Каждую субботу в часовне служится Божественная литургия.

 Сюжет, композиция иконы «Неопалимая Купина».

 О сюжете иконы богословы и ученые иногда приводят разные толкования. До настоящего времени существуют разночтения. Вот одно из мнений, приведенное на коллоквиуме по проблемам религиоведения, представленное на сайте «Пожарные регалии».

         Более приемлема в современной литературе следующая версия, приведенная в канонической литературе: «Вот так и рождаются всевозможные толки, не имеющие основания. Готов спорить, что автор статьи слабо знаком с текстами Св.Писания и «Лествицу» не читал. Хорошо хоть, что «четвероугольники» сохранились (в иных местах – «прямоугольники», как изволили заметить). У меня все больше создается впечатление, что изображения архангелов сводятся к четырем-пяти, размещаются они в ближайшем к Богородице окружении, а основная тема иконы - Пророчество Исайи: "Изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий. Тя жезл Исаия именова, от него же прозябе нам красный цвет Христос Бог" (Ис.11:1-2). В следующем стихе, неоднократно цитируемом, и приводятся остальные шесть Духов: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:3-5).

В православии Неопалимая Купина имеет наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

 

Композиция иконы, встречающейся наиболее часто, образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении.

  На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери и знамения того, что Она возвела человечество от земли на небо) и палаты (дом). Пишут еще иногда  врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнопениях «Жезлом от корня Иесеева». В лучах первой звезды синего цвета изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат. Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.

В целом, эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (например, «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.).

 

Икона «Неопалимая Купина» на Руси.

 

С XIV века греческие и палестинские путешественники снова, после монгольского разорения, стали попадать на Русь. Около 1390 года синайскими монахами в дар великокняжескому семейству в Москву была привезена икона Неопалимой Купины, написанная, по их словам, на камне с той горы, где святому пророку Моисею было Богоявление в терновом кусте. Она хранилась в Московском Благовещенском соборе Кремля в храме, построенном в Хамовниках в 17 веке, и исчезла в 1930 году.

Отмечая чудесные явления, Летописец Нестор увидел таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес.96, 121).В  Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает через посредство ангелов молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

      Молитва о сохранении дома от пожара.

Тебя, Бога, Отца Всемогущаго, усердно молим о доме сем, живущих в нем и о всем имуществе (в нем находящемся): благослови, освяти и силою Святаго Креста сохрани от огненнаго пламени, от удара молнии избавь и даруй всякия блага. Благослови, Владыко, и освяти дом сей, как благословил Ты дом Авраама, Исаака и Иакова, и да обитают в нем Ангелы благоволения Твоего, живущих же в нем от разжения (огня), молнии и злоумышления диавольскаго сохрани и спаси ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконы Неопалимой Купины в настоящее время находятся во многих храмах на территории России.  

Множество икон «Неопалимой Купины» прославилось чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты.

      Появление “Неопалимой Купины” в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно под гнев царя Федора Алексеевича и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой Купины”, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680 г.

Драгоценная риза с иконы во время событий 1812 г. была украдена и чудесным образом возвращена польским солдатом.  Протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812 году, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь.

К настоящему времени осталось на слуху лишь имя иконы, по которому  назван Неопалимовский переулок да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая

Неопалимой Купины,

В метели белой приседая,

Мигает мне из тишины;

Перед задумчивым киотом —

Неугасимый фонарек;

И упадает легким лётом

Под светом розовый снежок.

Неопалимов переулок

Пургой перловою кипит;

И Богоматерь в переулок

Слезой задумчивой глядит.

В этой же церкви находилась и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.  

Церковь возвели в Новоконюшенной слободе (ныне Староконюшенный переулок), недалеко от Зубовского бульвара. Удивительно то, что ее приход, состоящий в основном из деревянных домов, практически никогда не страдал от пожаров, периодически потрясавших старую Москву. Прихожане во время бедствий выносили икону на улицу и обходили с нею крестным ходом свои дома.

Со временем вместо деревянного храма «Неопалимой Купины» выстроили каменный. В 1892 году при нем находился Елизаветинский комитет,  учрежденный великой княгиней Елизаветой Федоровной. Комитет на деньги богатых благотворителей (сама Великая княгиня, а также Юсуповы, Морозовы и др.) оказывал помощь малоимущим родителям в воспитании детей. В обязанности общества также входило строительство детских приютов, профессиональное образование детей бедняков, устройство и содержание дошкольных учреждений для малышей.  

Известна еще одна история появления иконы на территории России в Пермской области, рассказанная местными жителями. Святыня чудесным образом приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю. Это случилось более трехсот лет тому назад. В те времена на территории современного Суксунского района проживали татары, марийцы, русские. Последние часто скупали земли у присылвенских татар, брали для обработки в залог. Так в 1645 г. на тохтаревских землях была основана Тохтаревская мужская пустынь.

Татарин Тохтарь, как рассказывают старики, промышлял рыбной ловлей. В это время и приплыла к нему икона. Он не придал этому значения и толкнул ее вниз по течению. Каково же было его удивление, когда на другой день он вновь увидел плавающую икону! Взял Тохтарь икону, пошел к православным, в монастырь. «Ваш Бог замаял меня», - сказал татарин. Монахи соорудили на берегу часовню и стали поклоняться иконе, видя в ее явлении Божие знамение. Впоследствии от иконы стали являться чудеса и исцеления. В 1694 г. в Тохтарево была построена Богородицкая церковь, куда и была перенесена святыня. Тохтаревские жители считали ее своей Заступницей.

Мужская пустынь прекратила свое существование еще до революции, икона же осталась в церкви. Село заселялось новыми жителями, но до сих пор старики называют его монастырем. Набожные тохтаревцы чтили  «Неопалимую Купину», берегли. Велика была любовь народа к Царице Небесной. В старину ежегодно совершались крестные ходы из Тохтарева в Суксун. По пути устраивались молебны. По молитвам перед иконой получали болящие - исцеление, скорбящие - утешение. Старики рассказывают, что икона «Неопалимая Купина» всегда стояла на почетном месте в старинной Богородицкой церкви. Когда в XIX в. в Тохтареве построили рядом со старой новую, «зимнюю», церковь и стали переносить туда икону, то она чудесным образом возвращалась на прежнее место.

В 1937 г. церковь стали ломать. Иконы выбрасывали, никого к ним не подпускали. Люди тайком уносили иконы. Сторожиха церкви, Поля, предвидя поругание иконы, достала почитаемую святыню из киота и заменила другой иконой. Настоящую «Неопалимую Купину» верующие спрятали в д. Кошелеве, в доме у Петра Осиповича Лопатина. Вероотступники не заметили подмены. Достав икону, они бросили ее на пол и стали топтать ногами, приговаривая: «Вот тебе! Тебе молились, ты исцеляла, а мы вот как тебя!» Так и жила  спасенная икона в деревне Кошелеве. Знавшие об этом люди тайно приходили к ней, ставили свечи, молились. А когда в 1943 г. в пос. Суксун Пермской области вновь открыли для верующих Петро-Павловскую церковь, икону принесли туда; там она и находится по сей день.

В преданиях отмечаются чудесные явления, связанные с иконой «Неопалимая Купина».

         Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери.

        Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы «Неопалимая Купина» дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Икона издревле почитается как защитница христианских домов от пожаров и огненной стихии. Почитателем этого образа Божией Матери был и святой пастырь прот. Иоанн Кронштадтский, по его благословению его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) в 1904 году основала единственный на тот момент в России монастырь в честь Неопалимой Купины – Парфеневскую пустынь близ Череповца.

         Имеются и другие свидетельства чудесного Явления и почитания Неопалимой Купины. Явление икон – не столь уж редкое в масштабах всей Руси, но очень значимое событие для христианской жизни любого края и, тем более, отдельного селения. Народное благочестие всегда тщательно сохраняло для потомков мельчайшие подробности встречи земного и неземного миров.

 Одна из  историй Явления Неопалимой Купины была пересказана Аллой Добросоцких в книге "Чудеса истинные и ложные", вышедшей в изд-ве Данилова монастыря в 2007 году.

Как выражается церковный народ, «по воле Божией» в духовную  историю Южи вошло в конце ХХ века незаурядное событие – явление иконы Неопалимая Купина.

Для понимания значения чудесного Явления иконы в книге раскрывается ее сюжет. Икона Неопалимая Купина представляет из себя образ Одигитрии в огне, заключенный в два контрастных ромба (синий и красный, или зеленый и темно-вишневый). Они символизируют соединение в Деве Марии  несоединимого – Девства и Материнства, Божества и человечества.

 Происхождение этой православной иконы очень древнее, относится к первым векам христианства и связано с духовной историей Синая и Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины. В 3-й главе книги Ветхого Завета «Исход» повествуется о Богоявлении святому пророку Моисею, когда, занимаясь выпасом овец на горе Хорив (библейское именование Синая), он увидел чудесное знамение: терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший в нем. В этот момент глас Божий воззвал к нему из куста: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я увидел страдание народа Моего в Египте … и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную… Итак, пойди. Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых… Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова)». И сказал: «Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Ключевое значение этого Богоявления трудно переоценить, тем более это важно для сравнения и понимания чудодейственной силы иконы «Неопалимая Купина» в описываемых событиях современности. Это и посланничество пророка, чтобы извести свой народ из египетского плена и совершить Пасху (одно из значений древнееврейского слова «пейсах» - «мимо» или «переход»), это также и ПЕРВОЕ(!) откровение имени Самого Бога, и, наконец, как стало традиционно в нашем богословии, это прообраз Боговоплощения, когда куст прообразовал человеческое естество Пресвятой Богородицы, охваченное посещением Божества, но не попаленное Им и освященное благодатью Святого Духа.

По сведениям насельников монастыря, куст, буйно растущий у стен часовни, был в незапамятные времена пересажен со своего первоначального места произрастания, чтобы над его корнями можно было построить святой алтарь. По свидетельству местных жителей, это единственное подобное растение на всем Синайском полуострове, причем все попытки его пересадить и развести в другом месте не имели прежде успеха, вплоть до 90-х годов ХХ века. Тогда, по личному свидетельству игумении Иерусалимского Горненского монастыря Русской православной церкви мат. Георгии, произошло чудо: не от корня, не от побега, а от засохшего листочка пошли побеги, и теперь в этой обители тоже пышно произрастает куст, отпрыск синайской Неопалимой Купины. Растение это вечнозеленое, слегка похожее на малину, также дает побеги от корней. Веточки и черенки листьев усеяны колючими иголочками. Плодов не дает. Листья его имеют своеобразную форму, тоже слегка напоминающую формы листа малины, но рисунок более мелкий. Паломники, посещающие Екатерининский монастырь на Синае, имеют сегодня возможность увезти памятный подарок – вделанные в рамочку под стекло листочки с черенками с этого освященного присутствием Божиим куста. Нам известен еще один случай удачного размножения иерусалимского куста, побег с которого около 2000 года был привезен одной христианкой в Москву, растет у нее в горшочке на подоконнике и, в свою очередь, его отростки переданы уже многим семьям. На Пасху 2005 года отросток с Горненского куста, высаженный в Иерусалиме в стаканчик, был прислан из Иерусалима в Иваново и передан для Южского Свято-Смоленского храма, где освящен алтарь в честь чудесного явления Неопалимой купины в Юже. Осенью случилось, что этот побег засох, и уже надо было сообщить эту печальную весть матушке Георгии, но произошло радостное событие: спустя месяц прямо из почвы у ствола засохшего побега вышли три новых побега, которые вскоре укрепились и теперь все больше растут и ветвятся.

 

Сказание о Явлении в г. Юже Пресвятой Богородицы, иконы «Неопалимая Купина».

 

В истории Руси и ее церкви имеется немало других святых мест, история которых связана с Явлением Пресвятой Богородицы и ее икон. Известны такие явленные богородичные святыни, как Боголюбская и Казанская иконы, первая из которых связана с явлением князю Андрею Боголюбскому Самой Пресвятой Богородицы с изволением оставить перевозимую им в Суздаль икону во Владимире, а вторая – с обретением святыни, укрепившей православие в неспокойном Казанском крае и вдохнувшей потом в народное ополчение силы на освобождение Руси. Впрочем, здесь точно также можно упомянуть и Смоленскую, и Тихвинскую, и Владимирскую иконы. Чем, как не духовным молитвенным порывом тысяч русских людей можно объяснить многократное спасение Москвы в, казалось бы, безвыходных ситуациях? При внимательном исследовании истории очевидно, что всенародный отклик на подаваемую через иконы Божию помощь приводил не только к общерусскому почитанию святынь, но (это и есть, наверное, тайна русской истории!) и к такому духовному движению, энтузиазму, что происходило изменение исторических судеб Отечества (что наиболее ярко выразилось в событиях 1612 года). Даже нецерковные исследователи согласны, что на историческое решение Кузьмы Минина оказало влияние бывшее ему явление (неважно, во сне или наяву) Троицкого игумена Сергия (моленной иконой которого, кстати, была Одигитрия, то есть Смоленская). Р.Г.Скрынников пишет: «…Трижды посетил его один и тот же сон. Виделось Кузьме, будто идет он со многими ратными людьми на очищение Московского государства… Минин вспоминал, что при пробуждении его било как в лихорадке. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!»» (На страже… Сс.217-218.). Поэтому дальнейшие события в Юже, связанные с посещением этого места Пресвятой Богородицей и новым явлением Одигитрии-Неопалимой уже в наше время, 1996 году, являются особо значимыми.


В конце XIX века рядом с селами Южа-Никольское и Омелово были построены фабричные слободки, людям требовался новый храм. В 1895 г. недалеко от фабрики на завещанные средства почившего Леонида Балина устроили богадельню с храмом, в честь св. апостола Асигкрита, духовного покровителя фабриканта А.Я.Балина. Храм потом перестроили и расширили. Устроили и новое кладбище, а на нем в 1900 г. построили еще часовню (возможно, это был храм-часовня). Фабричный поселок стал в 1923 году  городом Южа, а исторический центр – селом Старая Южа со Смоленским храмом. В 1924 году городской храм был закрыт (ныне это здание школы № 6), часть его имущества национализирована, а остальное передано в храм Смоленской иконы Божией Матери, который оставался действующим до 1939 года. Когда в том же 1924 году разорили часовню на фабричном кладбище (это и есть городской парк возле автовокзала, через который прокладывали коллектор), может быть, в более позднее время, чья-то водимая Богом рука прибила медную икону Неопалимой над веткой молодой сосны, для молитвы. Сосна росла прямо между тротуаром и проезжей частью улицы Арсеньевка. Жительница Южи Утлякова (урожд. Костерина) Эльвира Васильевна, 1929 года рождения, свидетельствует, что после войны (т.е. в конце 40-х - начале 50-х), эту иконочку на сосне еще можно было разглядеть прохожим: она стала зарастать, но немного проглядывала из-под коры. Потом про нее совсем забыли. То, что произошло дальше, можно назвать чудом.

В июле 1992 года именно в это дерево попала молния, расщепила сосну сверху донизу, отчего дерево засохло. У Южского художника-краеведа В.А.Клокова это событие даже было отмечено в записной книжке: «В конце июля 1992 г. была сильная гроза. Молния расщепила сосну от вершины до корня, сняв кору и оставив полосу шириной 15-20 см и глубиной 7-8 см.» Через четыре года засохшее дерево спилили на дрова (на пне мы насчитали около 70 годовых колец), которые городской администрацией были предложены проживавшей неподалеку семье Кошелевых.


          

 

Семья Кошелевых была обычной четой пожилых людей, трое детей к тому времени со своими семьями разъехались по другим городам. Разве только можно отметить, что Юрий Иванович был одним из тех, чьё решительное сопротивление не позволило советской администрации Южи устроить очередное кощунство - аттракционы на могилах предков, а Евдокия Николаевна (урожд. Сесягина) была родной внучкой диакона Сесягина Ивана Николаевича (сконч. в сер. 40-х гг) из с. Сакулино Палехского района, того села, куда была перевезена деревянная церквушка, построенная южскими крестьянами на месте обретения Смоленской иконы. Ничего не подозревая, Кошелевы купили у городской коммунальной службы распиленный на части ствол, все распилили на чурки, раскололи и  сложили в поленницу.                         

19 ноября 1996 года Юрий Иванович Кошелев затопил в своем доме печь, потом подбросил дров еще и, решив помешать угли, с кочергой в руках открыл дверцу… Вот как описывает происшедшее сам хозяин: «…В ореоле огня я увидел Пресвятую Мать Богородицу с Ребенком на руках. Икона была  большой, во всю топку и казалось, что она шевелилась, так как пламя было живым. Я сказал об этом жене, она была рядом – пекла блины, на что она ответила, что у меня «поехала крыша». Я крикнул, чтобы она бежала, заглянула в топку сама.

 

Убедившись в истине моих слов, Евдокия схватила совок и стала вытаскивать полено. Оно оказалось с иконой. Я подставил ведро с водой, выхватил полено из огня и опустил в воду, потом бегом побежал на улицу, чтобы не напустить дыма в дом. На улице я отсоединил икону от полена, оставил полено на улице, а икону принес домой. Взяв тряпочку, я стал оттирать икону, и она заблестела, как бы не была в огне и печи». Медная икона была небольшой, 9х10 см. Она так вросла в ствол дерева, что Юрий Иванович даже не заметил ее при колке дров. С иконочки сразу сняли копию, а Евдокия Николаевна перерыла всю поленницу – и нашла второе, не сожженное полено, примыкавшее к иконе с другой стороны. На нем был отпечаток лицевой стороны образа. Через день, в праздник архистратига Божия Михаила, находку отнесли показать в действовавший приход св. Асинкрита. Служба как раз закончилась, и батюшка уже шел навстречу. Он сразу узнал изображение – «Неопалимая купина». Как предположил священник, икона когда-то была покрыта цветной эмалью. На взволнованный рассказ Кошелева о чудесных обстоятельствах находки явленного образа служитель Божий не обратил внимания, куда-то торопился. Но сердце подсказывало Юрию Ивановичу, что произошло какое-то важное событие, которое нельзя замалчивать. Ведь Божия Матерь явилась! Он сразу сообщил о случившемся своим верующим дочерям, проживающим в Великом Новгороде. Одна из них, Ирина, работает в реабилитационном центре прямо возле стен древнего Свято-Юрьева монастыря. Так случилось, что о Явлении узнал правящий Новгородский архиепископ Лев, который, вникнув в переданный ему рассказ Кошелевых, признал икону Неопалимой Купины явленной и попросил южских жителей передать икону в Юрьев монастырь. Юрий Иванович вспомнил завет своей матери-христианки, что, найдя икону, ее нужно отдать в храм Божий, и выполнил просьбу владыки, отдал находку. Так случилось, что именно в это время в Юрьевском монастыре готовился к освящению храм в честь Неопалимой Купины. Владыка увидел в этом Промысел Божий и благословил мастеров вделать явленную икону в большую доску, написав на ней крону дерева и двух ангелов подле него, благоговейно держащих образ на руках. В таком виде явленная икона стала почитаться в монастыре, она лежала на аналое Неопалимовского храма, где насельники монастыря творили ежедневное молитвенное правило. К сожалению, в 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и ее следы теряются в Ленинградской области.  

Нужно отметить еще целый ряд удивительных совпадений, в котором верующие люди видят прямое «Божие водительство». Дело в том, что Южу со Свято-Юрьевым монастырем издревле соединяли молитвы ревностного архипастыря епископа Виктора (Онисимова) (сконч. в 1817 г.), который много лет был архимандритом древней Новгородской обители (1775-1782), а с 1783 по 1800 гг. правил Владимирской, затем объединенной Владимиро-Суздальской епархией, в которую входило село Южа-Никольское (Летопись. Примеч. к с.6). По его благословению в 1795 году в Юже был освящен вновь построенный каменный Свято-Смоленский храм. Конечно, владыка знал, что старый Никольский храм построен на месте явления медной иконы Одигитрии и, возможно, лично благословил в новом храме главный придел освятить в честь образа Смоленской. Церковно-приходская летопись свидетельствует, что однажды владыка лично посещал Южу и даже ночевал здесь, не благоволив принять гостеприимство кого-либо из причта, но разбив за селом особый шатер (Летопись. С.27). Сведенный с кафедры императором Павлом I, владыка был снова отправлен «на смирение» в любимый им Новгородский Свято-Юрьев монастырь, откуда позже был переведен в Хутынский монастырь, где скончался 29 марта 1817 г. и погребен (Есть еще одно «совпадение», которое пока не может быть включено в основной текст: 1 января 1998 года будущий восстановитель Свято-Смоленского храма, тогда еще учитель, А.Е.Лихачев посетил с группой своих воспитанников Новгородский Хутынский монастырь, где в тот день произошло чудо мироточения образа Почаевской иконы, засвидетельствованное епархиальной комиссией и владыкой Львом). Другая нить, связывающая Южский храм со Свято-Юрьевым монастырем – образ Неопалимой Купины. По свидетельству описи имущества Свято-Смоленской церкви, в главном алтаре слева от горнего места находилась двойная икона небольшого размера – Вознесения Господня и Неопалимой Купины (сведений о причинах почитания Неопалимой в Юже пока не имеется). В Юрьевом же монастыре почитание иконы Неопалимой Купины было введено архимандритом Фотием (П.Н.Спасский, 1792-1838) по таким обстоятельствам: будучи строителем этой обители с 1822 г. (своими средствами ему помогала в строительстве графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская), он начал много новых построек, но несколько раз всё сгорало от пожаров. Тогда около 1824 года по его благословению был построен южный больничный корпус с храмом в честь иконы Неопалимой Купины (Свято-Юрьев монастырь. Брошюра. Типогр. АОЗТ «Просветитель» по зак. Свято-Юрьева монастыря. - М. 2001. Сс.13-14), после чего пожары в обители прекратились, Архимандрит Фотий даже составил акафист в честь этого образа, который, к сожалению, не был издан и находится в запасниках Синодального архива. И вот теперь, спустя почти два века, не принятая духовенством Южи явленная икона Одигитрии-Неопалимой уходит в канун возрождения своего Неопалимовского храма в Свято-Юрьев монастырь, где ее когда-то так чтили, однако, тоже не сохранили.

Чтобы понять духовный смысл события, обратим внимание на некоторые детали свидетельства Кошелевых (в разное время сделаны аудио- и видеозаписи их рассказа). В огне Юрий Иванович увидел изображение Богородицы не такое, как на иконе. Да, Матерь Божия была с Ребенком на руках, но размер сотканного из огня образа был, по его свидетельству, намного большим, чем на иконе, во всю топку, и взгляд и у Богоматери, и у Богомладенца был живой. Это же подтверждает супруга, Евдокия Николаевна, которая, как мы видели выше, была вначале настроена критично к видению своего супруга Юрия Ивановича, пока сама не убедилась в реальности Явления. Итак, видение Кошелевых не было простым отражением лика иконы в языках пламени, но Явлением Самой Богородицы с Божественным Младенцем на руках. Видение продолжалось несколько минут, в течение которых супруги, замерев, смотрели на живой лик Пресвятой Девы, при этом в их сердца вливались удивительные чувства умиротворенности, благодарности, веры (по выражению Ю.И., он «восплыл»); потом же бросились вынимать поленья из огня. В лице супругов Кошелевых мы имеем не только обретателей данного Богородицей образа, но и очевидцев Явления на Южской земле Самой Пресвятой Богородицы.   

Наконец, надо обратить внимание на удивительный образ, отпечаток, «самопроизвольно» возникший в структуре дерева: икона не просто вросла в ствол, но отпечатала на нем свой Божественный лик со всеми клеймами, которые особенно хорошо видны. Отметим еще одно «совпадение»: когда чурку с вросшей иконой раскалывали на дрова, трещина прошла прямо вдоль образа, и икона была оторвана колуном от той части дерева, где была ее зеркальная копия. Тыльная же сторона осталась приросшей, влипшей в смолу соседнего полена, которое и было брошено 19 ноября в топку. Наконец, чего стоит сама догадка Евдокии Николаевны, что может существовать другое, смежное с сожженным полено, которое на тот момент (прошли два месяца отопительного сезона!) оказалось в целости и сохранности. Когда полено с отпечатком привезли правящему архиерею Ивановской епархии – архиепископу Амвросию, он заметил, что отпечаток на дереве может с полным правом именоваться «нерукотворным».

                                                                                      

 

Было получено его архипастырское благословение открыть в Свято-Смоленском храме придел в честь Явления Неопалимой, что и было осуществлено в день 8-й годовщины Явления – 19 ноября 2004 года. К этому дню супруги Кошелевы передали полено с нерукотворным отпечатком на хранение в храм, заранее был изготовлен киот, и теперь прихожане храма имеют возможность поклоняться Матери Божией, изволившей дать «чтимое древо» (по слову протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Иоанновского Леушинского подворья, Санкт-Петербург) в ее недавно возрожденный храм.

Обретение иконы «Неопалимой Купины» в Юже в 1996 году – важное духовное событие. Появление иконы, относящейся к типу Одигитрии, означает, прежде всего, благоволение Божие и призыв к возрождению Свято-Смоленского храма, посвященного этому образу, ведь храм был построен в память обретения иконы Одигитрии в окрестностях села в лесу. Икона «Неопалимая Купина» по типу есть та же Одигитрия, только в символических очертаниях огня. Поэтому чудесное явление этой иконы есть повторение в наше время того же события, которое несколько столетий назад призвало людей к устроению придела, а потом и целого каменного храма в честь Смоленской иконы. Можно сказать, что это есть и прообраз возрождения веры и святыни из адского пламени безбожия. Призыв Пресвятой Богородицы был по промыслу Божию услышан – с 2000-го года началось не только восстановление храма, но и совершение в нем Божественной литургии. То, что Явление не было вовремя оценено и что в свое время икона не была принята Южским духовенством, тоже не случайность: совершая богослужение в Старой Юже, первые (после восстановления приходской жизни) южские священники игнорировали Свято-Смоленский храм, намереваясь занять хорошо сохранившееся здание 6-й школы (быв. церкви св. апостола Асигкрита). Глас Божий указал тот храм, с которого должно было начаться возрождение православной жизни в Юже, но ему снова не вняли. О событиях, связанных с Неопалимой, в Смоленском храме узнали в конце 2002 года, спустя 6 лет после Явления. Житель Московской области, выходец из Южи В. А. Копров организовал изготовление образа - ксерокопии с сохранившейся фотографии Явленной иконы и киота для него. В мае 2003 года (в Неделю св. жен-мироносиц) изготовленный образ повезли из Подмосковья в Южу, и настоятелем Свято-Смоленского храма был организован покаянный крестный ход навстречу ему. Икону встретили молебном в окрестностях села Преображенское и на руках несли все 20 километров до Свято-Смоленского храма.

Надо отметить, что Богородица приняла покаяние южского народа: когда крестный ход поравнялся с прядильно-ткацкой фабрикой, многие очевидцы видели над ним парящего белого голубя.

Символика Неопалимой – ограждение от огненной стихии – приводит нас к общерусскому смыслу события: если 2 марта 1917 г. в с. Коломенское была явлена Державная икона, означавшая сохранение Матерью Божией Ее державы над Россией, то событие 1996 года уже указывает на пламя, охватившее наш народ, выход из которого указывает Одигитрия (т.е., с греческого, Путеводительница), указующая на Своего Божественного Сына. Возможно, явление Неопалимой знаменует собой наступление апокалиптических событий на Русской земле.   

В начале ноября 2004 года проводились поиски пропавшей в Ленинградской области явленной иконы, и хотя она не была найдена, удалось выкупить икону-«сестру», отлитую, по словам эксперта, из той же партии, что и явленная. И, что еще важнее, архиепископ Амвросий выдал для Свято-Смоленского храма в Старой Юже антиминс для устроения престола в честь Явления Неопалимой, что и было исполнено к 8-й годовщине события. На месте, где росла сосна, в соответствии с местной традицией, установлен памятный знак – поклонный столп с надписью, составленной доктором филологических наук, профессором В.Ю.Троицким (гл. научный сотрудник института Мировой литературы РАН им. Горького, г. Москва): «На сем месте росла сосна, пораженная молнией в 1992 году, в коей пребывала вросшая в ее древо и напечатленная на нем икона «Неопалимая купина». (Подобные сооружения повсеместно встречаются в селах района (например, в д.Суземье Изотинского с/совета).

 

Традиция установки часовни-столпа на месте встречи святыни известна, например, в г.Иваново-Вознесенске, где в 1822 г. она была установлена на месте встречи Боголюбовской иконы (ныне ул. Постышева, часовенка не  сохранилась) - А.М.Тихомиров. Храмы Иваново-Вознесенска. МИК. Иваново. 1996. С.104.) Сия икона была явлена христианам Самой Божией Матерью в пламени печи невредимою 19 ноября 1996 года от Р.Х.» 19 ноября (6 ноября ст.ст.) по дозволению епархиальной комиссии ежегодно совершается крестный ход из Свято-Смоленского храма к дому Кошелевых и поклонной часовне. Также и в Свято-Юрьевом монастыре архиепископ Лев с духовенством обители ежегодно служит молебен в этот день обретения иконы. В день 10-летия Явления Новгородский архипастырь почтил обретателей Кошелевых особыми заздравными прошениями на молебне и своим подарком – передал для них писанную икону Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Со временем над печью, в которой явилась Пресвятая Богородица, планируется воздвигнуть часовню.

 Неоценимо влияние Южской иконы "Неопалимая купина" на события современности.  

Когда в 2003 году прихожане храма Смоленской иконы Божией Матери восстановили почитание Неопалимой Купины, совершили навстречу ее образу покаянный крестный ход, поставили её образ в алтаре и стали заниматься восстановлением истории Явления, то Бог не замедлил отозваться своей милостью на наши во славу Его дела: если в 2002 году были большие лесные пожары и в районе выгорело 262 гектара лесных угодий, то с 2003 года крупные лесные пожары в Ивановской области не превышали 4-6 га в год. Почему же здесь, на земле Неопалимой, в 2010 году снова произошли такие несчастья? Ведь сохранил же Бог Псковскую и Ленинградскую области от такого бедствия?

Уже прошло 7 лет с тех пор, как южским жителям стало широко известно о малоизвестных событиях 1996 года! Однако, кроме 20 прихожан нашего маленького прихода, Матери Божией никто не спешит принести благодарности. Прежде всего, надо отметить тот печальный факт, что памятный столбик на месте сосны, хранившей в себе образ Неопалимой, постоянно разрушается вандалами, которым никто из южских жителей не препятствует, кроме лишь одного представителя мусульманского мира, который поведал настоятелю о том, как он унимал хулиганов. Так до сих пор и стоит этот Крестовый столп с выбитыми стеклами и выломанными рамами. Памятник нашему безразличию к великим делам Матери Божией. Городские власти и милиция не заботятся о сохранении южской святыни.

Еще удивительнее, что когда в память явления 19 ноября совершается ежегодный крестный ход, ни один верующий других приходов Южи не принимает в нем участия, хотя Матерь Божия явилась для ВСЕЙ Южи! А благочинный о. Андрей ещё в 2007 г. передал настоятелю просьбу священноначалия убрать нерукотворный отпечаток из храма и вернуть хозяину. После этого отросток Неопалимой купины, произраставший в доме о. Алексия с Пасхи 2005 года, засох, и больше не приживается (хотя были ещё две попытки)! Даже было снято благословение Владыки Амвросия служить 19 ноября как Престольный праздник Неопалимой Купине, явленной в Юже, разрешено лишь совершать службу преп. Варлааму Хутынскому и только после окончания службы - молебен Неопалимой Купине. Недоумение епархиальной комиссии вызвал даже листочек Неопалимой с Синая, лежавший на аналое. Хотя на самом Синае над корнями Неопалимой поставлен Святой Престол! Матерь Божия не дождалась благодарности южан в течение 7 лет (символ полноты сроков). И теперь Господь, через пожары и бедствия, просто снова напомнил нам о Себе, что и благоденствие, и сама жизнь нам даются, пока Он нас хранит.

Как чадолюбивый Отец, Бог нас наказывает любя. Ни один человек не погиб в Южских лесных пожарах. Больше того, Матерь Божия словно ждала наших молитв, чтобы прийти к нам помощь. Когда по просьбе администрации района настоятель и прихожане выезжали на пожары с отпечатком Неопалимой, огонь всегда отступал. Так было и в мае, так и в июле-августе. Случаев явной чудесной помощи можно насчитать не менее пяти. Из них самый яркий: это когда в ночь с 31 июля на 1 августа со стороны Нижегородской области шёл широким фронтом верховой огонь. Жителей Мостов только что вернули из эвакуации, а тут такая опасность! Ночью, после воскресной Всенощной, настоятель и двое прихожан служили молебен сначала у с. Новоклязьменское, затем у Глушиц, затем с молитвою и кроплением святой водой проехали вдоль всей высоковольтной ЛЭП от глушицкой дороги до Мостов. Вокруг поселка тоже были отслужены три кратких молебна. Наутро, когда ждали огонь, он не пришел. Оказалось, "огонь остановился" в 4 км от этой линии, а затем, ближе к полудню, ветер переменился, и верховой огонь «ушел» во Владимирскую область. Можно рассказать о том, как бушевал огонь на южской лесопилке Мостовского лесхоза, и сам собою погас после молебна с Неопалимой, даже зайдя сначала в близлежащий лес. Или о том, как шёл лесной огонь на Южу, так что уже автобусы стояли на окраинах, но после усердного молебна у часовни на городском кладбище огромный столб дыма повернул в сторону от Южи... Несколько областей были объявлены в августе зоной бедствия. Ивановская область в это число не вошла! Вот такова милость Божия! (Рассказ Аллы Добросоцких – см. сб. «Чудеса истинные и ложные» - изд. Данилова монастыря, 2007 г.).

 

Икона «Неопалимая Купина» в наши дни возрождения веры имеет значение не только для глубоко верующих людей, но и для всех прихожан и населения. Перед образом Богоматери, изображенной на иконе, невозможно остаться равнодушным к святости, исходящей от Нее.