ВСЕРОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИВАНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ВДПО

Основано в 1958 году

Карта

Приемная
(4932) 23-33-04
Производственный отдел
(4932) 23-44-90
(4932) 23-33-62


 

Федеральное агентство лесного хозяйства разработало единые Нормативы противопожарного обустройства лесов. О том, что изменится в лесном хозяйстве России после их вступления в силу, "РБГ" рассказал заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Евгений Трунов.

- Евгений Сергеевич, подобные стандарты существовали ранее?

- Можно сказать, что в нашей новейшей истории это первый подобный опыт в таком формате. Теперь у регионов есть лесные планы, которые подкреплены соответствующими нормативами для борьбы и профилактики лесных пожаров. Однако жизнь требует создания единой системы показателей и для подготовки лесных планов, и для контроля за их выполнением. Это позволит объективно оценивать соответствующую работу регионов по конкретным результатам.

С другой стороны, следование этим нормам позволит регионам определить приоритетные направления своей деятельности, выделить обязательные профилактические мероприятия, и соответственно, перераспределить расходы, а возможно, и где-то сэкономить.

- Когда Нормативы вступят в полную силу?

- В 2012-2013 годах регионы должны привести свои лесные планы в соответствие с едиными нормами. Разумеется, это не отменяет того, что работа по их внедрению начнется сразу же после завершения всех юридических процедур, то есть в самое ближайшее время.
Места отдыха должны иметь оборудованное кострище, мусорный бак, скамейку, информацию о профилактике лесных пожаров и т.д. Это позволяет локализовать потенциальную угрозу лесных пожаров

- Так что собой представляет этот документ?

- В Нормативах противопожарного обустройства лесов четко определено, что, как и в каких объемах должно быть сделано в регионах, в том числе и арендаторами лесных участков, для профилактики и предотвращения лесных пожаров, детально, с указанием конкретных цифр и показателей в расчете на каждую тысячу гектаров леса расписаны действия и мероприятия, призванные защитить наши леса от огня. Так, к примеру, арендаторам в центральной европейской части страны для эксплуатационных лесов, где ведутся лесозаготовки, на каждые 1 тыс. га необходимо будет оборудовать и благоустроить 4-6 специальных места для отдыха граждан, что позволит локализовать потенциальную угрозу лесных пожаров.

Кроме того, нормативы для северотаежной и уральской зон европейской части страны предусматривают на каждую 1 тыс. га лесов наличие 200 км минполос, 10 противопожарных водоемов, от 100 до 300 информационных противопожарных плакатов и аншлагов, 5 км противопожарных дорог.

Прежде всего необходимо отметить, что в основе документа лежит принцип дифференциации - по видам лесов, по природно-климатическим зонам, защитным свойствам и так далее. Очевидно, что нельзя подходить с одинаковыми мерками к тайге и лесостепным районам, не вдаваясь в специфические подробности. Нормативы определяют конкретный набор мероприятий и работ, необходимых для того, чтобы если не полностью предотвратить, то хотя бы свести к минимуму количество лесных возгораний и не допустить их дальнейшего распространения.

При разработке документа учитывался и "человеческий фактор" в возникновении лесных пожаров. К примеру летом в выходные в Подмосковье выезжают не менее четырех миллионов человек, и многие из них предпочитают отдыхать на природе, в лесу. А сколько таковых, скажем, в Анадыре? Здравый смысл подсказывает, что и количество информационных материалов - плакатов, аншлагов и стендов - о мерах пожарной безопасности в лесах, и число оборудованных зон отдыха в лесничествах Московской области должно быть во много раз больше, чем на Чукотке. Одних плакатов будет не менее 22 тысяч и около 9 тысяч зон отдыха.

Например, арендаторам в центральной европейской части страны для эксплуатационных лесов, там ведутся лесозаготовки, на каждые 1000 га необходимо будет оборудовать и благоустроить 4-6 специальных мест для отдыха граждан. Места отдыха должны иметь оборудованное кострище, мусорный бак, скамейку, информацию о профилактике лесных пожаров и т.д. Это позволяет локализовать потенциальную угрозу лесных пожаров.

Все меры, содержащиеся в документе, распределены по 14 большим блокам. Среди них - прокладка просек, устройство противопожарных минерализованных полос, строительство и реконструкция площадок для пожарных самолетов и вертолетов, а также наблюдательных пожарных пунктов, регулирование породного состава лесных насаждений и многое другое.

- Кто принимал участие в разработке новых Нормативов?

- Огромный вклад в создание Нормативов внесли ученые ведущих научно-исследовательских учреждений, специалисты лесной отрасли и, конечно же, люди, непосредственно занятые борьбой с огнем. Их знания и опыт являются гарантией того, что воплощение в жизнь предложенного документа способно спасти от огня тысячи гектаров леса и сохранить жизнь и здоровье многих и многих людей.

Добавлю, что борьба с лесными пожарами - дело не только государственных структур. Без участия жителей конкретных городов и сел в защите лесов, без внимания к этой острейшей проблеме со стороны гражданского общества, эта борьба вряд ли будет успешной настолько, насколько нам всем хотелось бы. Воспитание бережного отношения к тому бесценному достоянию, каковым является лес, общественный контроль над использованием лесного фонда, создание добровольных пожарных отрядов, - вот тот небольшой перечень шагов, которые определяют нашу общественную зрелость и ответственность.

Источник - http://www.rg.ru